1 ступень – подготовительные классы
В подготовительных классах учащиеся обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Радость творчества», «Прикосновение», «Диковинка» и получают первоначальные навыки и знания в области изобразительного искусства, доступные для их психофизического развития.
Цель учебного предмета:
художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области декоративно-прикладного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в первый класс.
Задачами учебного предмета является:
- Знакомство с основными понятиями изобразительного искусства: живописи и графики;
- Знакомство с различными видами и техниками декоративно-прикладной деятельности;
- знакомство с работой различными материалами и техниками ;
- знакомство с изготовлением игрушек из различных материалов;
- овладение навыками работы с инструментами;
- знакомство с различными материалами и техниками изобразительного искусства;
- овладение навыками владения кистью.
Таким образом, происходит знакомство обучающихся с особенностями изобразительного и прикладного искусства, при этом происходит развитие творческой активности, эстетического отношения к окружающей действительности и приобретается опыт художественно-творческой деятельности.
2 ступень – основной курс обучения
Основной курс обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» нацелен на получение художественного образования и включает в себя теоретическое и практическое изучение изобразительной грамоты, постепенное овладение которой достигается последовательностью приобретения знаний и навыков по принципу «от простого к сложному» по дисциплинам:
«Рисунок»
«Живопись»
«Станковая композиция»
«Декоративно-прикладное искусство»
«История искусств»
«Предмет по выбору» (композиция, графика)
«Пленэр»
Настоящая программа составлена на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», которая устанавливает следующие требования:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие предпрофессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Программа «Живопись» обеспечивает преемственность с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства, а также сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
3 ступень – предпрофильные классы (вечерние)
Учащиеся обучаются по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства». Решают задачи профориентации, дают возможность поступления в профильные средние и высшие учебные заведения. Дополнительные образовательные услуги — общее знакомство с основами видами изобразительного искусства, акварельной живописи, батика и др. Разные категории обучающихся (выпускники ДХШ и жители города).
Предметы
Обучение
Обучение ведется по следующим предметам: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.
Рисунок
Рисунок является ведущей дисциплиной в системе начального художественного образования детей и подростков. Главная задача курса «Рисунок» в 1-5 классах детской художественной школы – научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа. Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, формирует необходимые теоретические и практические навыки. Учащиеся приобретают необходимые знания об основах наблюдательной (наглядной) перспективы, о светотеневых отношениях, о пластической анатомии человека и животных. Одновременно они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка, познают их выразительные возможности (уголь, сангина, соус, пастель и т.д.). Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится работа по воспитанию необходимых для художника качеств: «постановка глаза», развитие «твердости руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и запоминать увиденное, воспитание остроты и точности глазомера и т.д.
Результатом освоения рисунка является:
- знание понятий: «пропорция», симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение применять выразительное решение постановок с передачей эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись
Основная цель занятий живописью — формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Задания курса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. В дальнейшем учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи — при помощи тона и цвета. На уроках живописи учащиеся знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер. Работы учеников старших классов предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.
Результатом освоения живописи является:
- знание свойств живописных материалов – их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Станковая композиция
Станковая композиция – один из основных предметов, изучаемых в художественной школе. Основной целью данного предмета является развитие творческой фантазии и образного мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над сюжетной станковой картиной. На уроках станковой композиции ребята занимаются изучением традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними. Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла. В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно-тематической композицией.
Результатом освоения станковой композиции является:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластики, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
Пленэр
Учебный предмет «Пленэр» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков на выполнение живописных и графических работ в условиях работы на воздухе, получение ими художественного образования, а также на экономическое воспитание и духовно-нравственное развитие учеников.
Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыков изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.
Содержание учебного предмета «Пленэр» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая».
Результатом освоения пленэра является:
- знание о закономерности построения художественной формы, особенностях её восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Декоративно-прикладное искусство
Целью обучения декоративной композиции является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение. Содержанием курса является формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, практических умений и навыков росписи деревянных поверхностей, знакомство с цветным композиционным решением задачи. Отличительной особенностью данной программы является объединение нескольких тем по декоративно-прикладному искусству. Знания и умения, полученные при обучении по программе «Декоративно-прикладное искусство», помогут учащимся в дальнейшем заниматься декоративно-прикладной деятельностью, создавать произведения для конкурсов и выставок.
Результатом освоения декоративно-прикладного искусства является:
- знание понятий: «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
- знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
- умения изготавливать игрушки из различных материалов;
- навыки заполнения объёмной формы узором;
- навыки ритмического заполнения поверхности;
- навыки проведения объёмно-декоративных работ рельефного изображения.
История изобразительного искусства
Изучение истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Программа включает основные разделы из истории западноевропейского, русского искусства и искусства советского периода.
Результатами освоения беседы о искусстве и истории изобразительного искусства являются:
- сформированный комплекс первоначальных значений об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
- знание особенностей языка различных видов искусства;
- первичные навыки анализа произведения искусства;
- навыки восприятия художественного образа;
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейским и русском изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему своё отношение проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.