Ступени обучения

 

Структура обучения в МБУДО "АДХШ им. А.М. Знака"

Структура обучения в МБУДО «АДХШ им. А.М. Знака»

1 ступень – подготовительные классы

      В подготовительных классах  учащиеся обучаются по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам «Радость творчества», «Прикосновение», «Диковинка» и получают первоначальные навыки и знания в области изобразительного искусства, доступные для их психофизического развития. 

Цель учебного предмета:

художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области декоративно-прикладного искусства, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, подготовка их к поступлению в первый класс.

Задачами учебного предмета является:

  • Знакомство с основными понятиями изобразительного искусства: живописи и графики;
  • Знакомство с различными видами и техниками декоративно-прикладной деятельности;
  • знакомство с работой различными материалами и техниками ;
  • знакомство с изготовлением игрушек из различных материалов;
  • овладение навыками работы с инструментами;
  • знакомство с различными материалами и техниками изобразительного искусства;
  • овладение навыками владения кистью.

  Таким образом, происходит знакомство обучающихся с особенностями изобразительного и прикладного искусства, при этом происходит развитие творческой активности, эстетического отношения к окружающей действительности и приобретается опыт художественно-творческой деятельности.

Детская композицияДетская композицияДетская композицияДетская композиция

2 ступень – основной курс обучения

    Основной курс обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» нацелен на получение художественного образования и включает в себя теоретическое и практическое изучение изобразительной грамоты, постепенное овладение которой достигается последовательностью приобретения знаний и навыков по принципу «от простого к сложному» по дисциплинам:

«Рисунок»

«Живопись»

«Станковая композиция»

«Декоративно-прикладное искусство»

«История искусств»

«Предмет по выбору» (композиция, графика)

«Пленэр»

Настоящая программа составлена на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», которая устанавливает следующие требования:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • выявление одарённых детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие предпрофессиональные образовательные  программы в области изобразительного искусства.

Программа «Живопись» обеспечивает преемственность с основными профессиональными образовательными программами среднего профессионального и высшего  профессионального образования в области изобразительного искусства, а также сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

пейзаж рисунокпейзаж акварельпейзаж гуашьпейзаж акварель

 3 ступень – предпрофильные классы (вечерние)

  Учащиеся обучаются по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Основы изобразительного искусства». Решают задачи профориентации, дают возможность поступления в профильные средние и высшие учебные заведения. Дополнительные образовательные услуги — общее знакомство с основами видами изобразительного искусства,  акварельной живописи,  батика и др.  Разные категории обучающихся (выпускники ДХШ и жители города).

Предметы

Обучение

   Обучение ведется по следующим предметам: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

Рисунок

    Рисунок является ведущей дисциплиной в системе начального художественного образования детей и подростков. Главная задача курса «Рисунок» в 1-5 классах детской художественной школы – научить детей видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости листа. Обучение рисунку – это комплексная система последовательно усложняющихся длительных и краткосрочных учебных заданий. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, формирует необходимые теоретические и практические навыки. Учащиеся приобретают необходимые знания об основах наблюдательной (наглядной) перспективы, о светотеневых отношениях, о пластической анатомии человека и животных. Одновременно они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка, познают их выразительные возможности (уголь, сангина, соус, пастель и т.д.). Кроме того, на занятиях по длительному рисунку проводится работа по воспитанию необходимых для художника качеств: «постановка глаза», развитие «твердости руки», способность «цельно видеть», умение наблюдать и запоминать увиденное, воспитание остроты и точности глазомера и т.д.

Результатом освоения рисунка является:

  • знание понятий: «пропорция», симметрия», «светотень»;
  • знание законов перспективы;
  • умение использования приёмов линейной и воздушной перспективы;
  • умение моделировать форму сложных предметов тоном;
  • умение последовательно вести длительную постановку;
  • умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
  • умение применять выразительное решение постановок с передачей эмоционального состояния;
  • навыки владения линией, штрихом, пятном;
  • навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
  • навыки передачи фактуры и материала предмета;
  • навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

рисунокрисунокрисунокрисунок

 рисунокрисунокрисунокрисунок

Живопись

    Основная цель занятий живописью — формирование у учащихся знаний, умений, навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Задания курса знакомят учащихся со свойствами живописных материалов (акварель, гуашь) и их техническими возможностями, с основами цветоведения и их применением в практической работе. Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. В дальнейшем учащиеся получают новые знания о цвете, влиянии среды и освещения. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи — при помощи тона и цвета. На уроках живописи учащиеся знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер. Работы учеников старших классов предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.

Результатом освоения живописи является:

  • знание свойств живописных материалов – их возможностей и эстетических качеств;
  • знание разнообразных техник живописи;
  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
  • навыки в использовании основных техник и материалов;
  • навыки последовательного ведения живописной работы.

ЖивописьЖивописьЖивописьЖивопись

ЖивописьЖивописьЖивописьЖивопись

Станковая композиция

  Станковая композиция – один из основных предметов, изучаемых в художественной школе. Основной целью данного предмета является развитие творческой фантазии и образного мышления, приобретение навыков самостоятельной работы над сюжетной станковой картиной.  На уроках станковой композиции ребята занимаются изучением традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними. Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла. В течение всех лет обучения по данной программе учащиеся осваивают и развивают умение раскрыть тему композиции средствами различных жанров живописи и графики: натюрморт, пейзаж, интерьер. Это должно помочь в работе над сюжетно-тематической композицией.

Результатом освоения станковой композиции является:

  • знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
  • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
  • умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластики, цвете, контрасте – в композиционных работах;
  • умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
  • умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
  • навыки работы по композиции.

КомпозицияКомпозицияКомпозицияКомпозиция

Пленэр

   Учебный предмет «Пленэр» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков на выполнение живописных и графических работ в условиях работы на воздухе, получение ими художественного образования, а также на экономическое воспитание и духовно-нравственное развитие учеников.

   Художественно-творческое развитие учеников осуществляется по мере овладения ими навыков изобразительной грамоты. Немаловажная роль в данном процессе отведена овладению знаниями теории и истории искусств.

   Содержание учебного предмета «Пленэр» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись», «Рисунок», «Композиция станковая».

Результатом освоения пленэра является:

  • знание о закономерности построения художественной формы, особенностях её восприятия и воплощения;
  • знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
  • умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
  • умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
  • умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
  • навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
  • навыки передачи световоздушной перспективы;
  • навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Декоративно-прикладное искусство

     Целью обучения декоративной композиции является развитие творческих способностей детей и приобщение их к традиционным народным культурным ценностям, истокам народного искусства. Занятия декоративно-прикладным творчеством развивают такие личностные качества, как: аккуратность, внимание, терпение. Содержанием курса является формирование необходимых знаний о русской традиционной культуре, практических умений и навыков росписи деревянных поверхностей, знакомство с цветным композиционным решением задачи. Отличительной особенностью данной программы является объединение нескольких тем по декоративно-прикладному искусству. Знания и умения, полученные при обучении по программе «Декоративно-прикладное искусство», помогут учащимся в дальнейшем заниматься декоративно-прикладной деятельностью, создавать произведения для конкурсов и выставок.

Результатом освоения декоративно-прикладного искусства является:

  • знание понятий: «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
  • знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
  • умение работать с различными материалами;
  • умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
  • умения изготавливать игрушки из различных материалов;
  • навыки заполнения объёмной формы узором;
  • навыки ритмического заполнения поверхности;
  • навыки проведения объёмно-декоративных работ рельефного изображения.

ДПИДПИДПИДПИ

История изобразительного искусства

      Изучение истории изобразительного искусства в художе­ственной школе направлено на всестороннее гармоничное разви­тие личности учеников, формирование их мировоззрения, нрав­ственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств. Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают уме­ние видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты». Программа включает основные разделы из истории западно­европейского, русского искусства и искусства советского периода.

Результатами освоения беседы о искусстве и истории изобразительного искусства являются:

  • сформированный комплекс первоначальных значений об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
  • знание особенностей языка различных видов искусства;
  • первичные навыки анализа произведения искусства;
  • навыки восприятия художественного образа;
  • знание основных этапов развития изобразительного искусства;
  • первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание основных понятий изобразительного искусства;
  • знание основных художественных школ в западно-европейским и русском изобразительном искусстве;
  • сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
  • умение выделять основные черты художественного стиля;
  • умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
  • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
  • навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему своё отношение проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
  • навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
  • навыки анализа произведения изобразительного искусства.

История

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *