А.М.Знак

 

Знак Анатолий Маркович

Знак Анатолий Маркович

ЗНАК  АНАТОЛИЙ  МАРКОВИЧ

1939 – 2002

Народный художник России,

Член-корреспондент Российской  академии художеств,

профессор

 

Родился 5 августа 1939 года на станции Козулька Красноярского края.

Детство и юность прошли в Сибири.

Вечерняя Красноярская художественная школа им. В.И. Сурикова, 1959-1960.

Ленинградская студия изобразительного и прикладного искусства ЦП ВОГ, 1961-1964.

Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Персональная творческая мастерская народного художника СССР, академика, профессора Е.Е. Моисеенко ,1964-1970.

С 1973 года член СХ РСФСР.Заслуженный художник РСФСР, 1978.

Преподавательская деятельность в Красноярском государственном институте искусств, 1984.

С 1987 года по 2002 год работа в Красноярском государственном художественном институте.

С 1989 года руководство персональной творческой мастерской живописи. Профессор, 1990.

Избран членом-корреспондентом Академии Художеств СССР 17 марта 1988 года.  Народный художник России, 2001.

Скончался 13 мая 2002 года в городе Красноярске.

Награждён орденом Знак Почёта, серебряной медалью им. М.Б. Грекова, дипломами Совета министров РСФСР, Академии художеств России, Союза  Художников РСФСР и др.

Произведения находятся в музеях Красноярска, Кемерово, Барнаула, Норильска, Новосибирска, Томска, в собраниях Министерства культуры России, в частных коллекциях России и за рубежом.

за работой А.М.Знакна этюдах 1960

суриковские дни в КраснояскеЗнак с ассистентами В.Кагунькиным и Ю.Ф. Заварзовым

С творчеством народного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, профессора Красноярского государственного художественного института связаны яркие страницы искусства Красноярского края. Здесь А.М.Знак родился в 1939 году, среди немереных сибирских просторов прошло его детство. В Красноярске он получил основы изобразительного искусства в художественной школе им. В.И.Сурикова, а затем — учеба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в мастерской прекрасного мастера живописи Е.Е. Моисеенко. В Красноярск вернулся в 1971 году после окончания института, и вся его дальнейшая жизнь связана с сибирской землей.

Сразу же, с первых его картин, экспонировавшихся на выставках в 1971-1972 годах, стало понятно – в крае появился яркий, талантливый, ищущий художник, которому по плечу решение самых смелых задач в живописи. Серьезная школа, пройденная в мастерской Е.Е. Моисеенко, научила молодого живописца не только высокому профессионализму, но, прежде всего, умению работать творчески, самозабвенно, находя выразительные образные художественные средства, адекватные замыслам полотен.

До конца 1960-х – начала 1970-х годов о развитии в красноярской живописи тематической картины и портрета говорить достаточно сложно. Лишь с появлением в крае С.Е.Орлова и А.М.Знака стало возможным говорить о новом качественном этапе в развитии картины и портрета.

Знак с искренностью, с любовью к своим персонажам, с какой-то генетически заложенной в нем острой интуицией, с великолепным пониманием живописных задач в каждом полотне буквально ворвался как свежий ветер на наши выставочные площадки. Его полотен ждали, каждое из них являлось событием, почти все сразу же после написания становились достоянием музеев: «Красноярск. 1905 год», «Доярки» (1971), «Часовой погранзаставы» (1973), «Три танкиста» (1975), «Конец колчаковщины» (1977), «Братья» (1980), «Ожидание» (1987), триптих «Петр I» (1994-1995). В самых традиционных темах Знак умел найти свое собственное неожиданное решение. Например, картина, посвященная людям Крайнего севера «В низовьях Енисея. Ожидание» наполнена не жизнеутверждающим началом, в ней представлены не хозяева севера, как это нередко трактовалось в искусстве, Художник увидел нелегкую жизнь рано постаревших женщин севера, измученных бесконечным ожиданием мужей и сыновей.

Прекрасный мастер хоровых композиций, А.М.Знак был и великолепным портретистом. Каждый портрет – это целый мир, где индивидуальность, неповторимость каждого человека, его многогранность и самобытность раскрываются через призму художественного прочтения образа живописцем. За более чем тридцатилетний период творчества Знаком написаны десятки портретов, за каждым из которых людские судьбы «Портрет инспектора ГАИ  Л.М.Руденко, «Тоня», «Девушка из Тынды», «Портрет В.П.Астафьева», «Сибирячка», «Портрет А.И.Лебедя» и многие, многие другие.

Картины, портреты, проникновенные пейзажные работы, тонкие изысканные натюрморты – что бы ни писал А.М.Знак, всегда это был высокий профессионализм, настоящее искусство. Оно осталось с нами…

Оно осталось и в учениках Анатолия Марковича, которым он щедро отдавал свои знания, свое мастерство. С 1987 года А.М.Знак преподавал в Красноярском государственном  художественном институте, был руководителем персональной творческой мастерской, с 1990 года — профессор. Даже будучи тяжело больным, Анатолий Маркович находил силы давать своим студентам последние советы.

Тридцать лет блестящего творчества — и лишь одна большая персональная выставка А.М.Знака (2000 год), которую его с трудом уговорили сделать. Но когда выставка была открыта, еще раз можно было убедиться, какой серьезный зрелый мастер живет и трудится в Красноярске. За большой вклад в искусство А.М.Знаку было присвоено звание Народный художник России, он был избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.

Добрый лучистый человек, талантливый неповторимый художник –таким останется Анатолий Маркович Знак в памяти родных, друзей, учеников, художников,  многих благодарных зрителей, всех, кто соприкасался с его светлой доброй душой. Навсегда останутся с нами его проникновенные полотна, в которых живет его трепетная душа, его любовь к людям.

Почти 20 лет Анатолий Маркович Знак преподавал в Красноярском художественном институте в мастерской реалистической живописи.

Более сорока выпускников-живописцев защитили дипломы под его руководством.

Многие молодые художники с благодарностью вспоминают своего учителя: «В нём гармонично сочетался мощный талант живописца и мудрость учителя… Знак был первым в обеих этих ипостасях…». «С нами была его чуткая поддержка, похожая на поддержку отца, который знает и радость и муки творчества, и его плоды». Встреча с таким человеком в жизни – это большая награда и он всегда будет тем примером, которому хочется стремиться. Работы «знаковцев» различаются по жанрам, сюжетам, манере исполнения и художественному языку: это и иерусалимский пленэр Константина Воинова, и тонкие психологические портреты Александра Волокитина, французские натюрморты Виктора Воинова, лирические композиции и пейзажи Людмилы Войновой-Чибис, эмоциональные портреты и пейзажи Сергея Горбатко, выразительные натюрморты Александра Щербакова и Сергея Карбушева, уголки старого Красноярска в пейзажах Владимира Хомяка и Алексея Ломакина, Светланы солнечные портреты Марии Пономаревой, яркие декоративные композиции Юлии Ивановой, натюрморты Виктории Дидковской, Татьяны Блеч, Татьяны Щербовой. Всех авторов объединяет главное – искреннее самозабвенное служение искусству, которому на собственном примере учил их Анатолий Маркович Знак. Учитель спокойно относился к новаторским поискам своих учеников, но считал, что у каждого ученика, прежде всего, должна быть добротная основа – школа.